Анализ примерных основных общеобразовательных программ показал отсутствие начального олимпийского образования детей дошкольного возраста. В последние годы в России данный аспект работы в свете происходящих спортивных событий мирового значения становится все более актуальным. Возникшая проблема определила необходимость разработки парциальной программы для детей старшего дошкольного возраста с содержанием, построенном на основе олимпийских игр и олимпийском движении.
Высокий уровень двигательной активности является важнейшим условием не только физического, но и умственного развития ребёнка. Образовательный процесс в детском саду организован в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Физкультурные занятия из-за своей специфики выпадают из общей тематики детского сада. Возникает необходимость построения физкультурных занятий таким образом, чтобы и двигательная, и познавательная деятельность подчинялись единой теме недели. Другими словами, возникает необходимость интеграции двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях.
Цель:
совершенствование образовательного процесса в ДОУ на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей с помощью нового вида занятия (тематическое физкультурно-познавательное занятие);
повышение качества образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи:
апробировать и внедрить в практику ДОУ тематические физкультурно-познавательные занятия;
разработать тематику и конспекты физкультурно-познавательных занятий, основанных на интеграции двигательной и познавательной деятельности детей;
составить перспективный план проведения физкультурно-познавательных занятий для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Подготовка физкультурно-познавательных мероприятий значительно сложнее и требует гораздо больше времени и усилий, чем просто организация двигательной деятельности:
изучение литературы по теме мероприятия,
консультации со специалистами;
оформление зала;
подготовка атрибутов;
подбор музыкального материала.
В результате целенаправленной работы по данной теме у детей повышается интерес к выполнению различных видов движении, это отражается на результатах освоения детьми двигательных умений и навыков. Они с удовольствием будут выполнять предложенные задания, эмоционально проникаясь в предложенные образы.
У ребенка появляется возможность применить данные ему знания в повседневной жизни, и как правило, это сопровождается интересом и яркими эмоциями. А это значит, что и познавательный, и двигательный материал останутся в памяти ребенка надолго.
Каждое занятие должно раскрыть определенную тему, которая заложена в названии. Поэтому все, что происходит в занятии, должно быть подчинено этому. Это и есть общеобразовательная задача.
Цельфизкультурно-познавательного мероприятия определяет всю стратегию физического воспитания ребенка в дошкольном учреждении.
Она едина и постоянна: используя все возможности физического воспитания, укреплять здоровье детей, улучшать их двигательный статус, расширять интеллектуальные возможности и формировать морально-этические качества человека.
Познавательные задачи решаются в зависимости от темы (предмет, явление, объект, обитатель, существо, сфера обитания и т.п.):
познакомить детей с понятиями, расширять представление детей, закреплять знания детей о внешнем виде или явлении, предмете и др., развивать воображение, память, логическое мышление.
Традиционные задачи физического воспитания (оздоровительные, развивающие, воспитывающие) должны решаться в ходе каждой игры.
Обучающие (закрепляющие) задачи: отмечается тот вид движений, который преобладает в мероприятии.
Данная рабочая программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательной области «Физическое развитие».
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста и разработана в соответствии со следующими документами:
федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», вступил в силу с 01.01.2014 г.);
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»);
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
Уставом ДОУ (протокол собрания трудового коллектива № 3 от 10.12.13);
Образовательной программой дошкольного образования МДОАУ «Детский сад № 14 «Дельфин» комбинированного вида г. Новотроицка Оренбургской области», принятой педагогическим советом МДОАУ «Детский сад № 14» (Протокол № 1 от от 30.08.2016 г
Цель программы: обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в физической деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Программа обеспечивает учёт возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, потребностей и интересов детей.
Координатор рабочей группы по разработке образовательной программы дошкольного образования: старший воспитатель высшей квалификационной категории Лихачева Т.В.
Члены авторского коллектива:
учитель-логопед высшей квалификационной категории Выборнова М.Е.
музыкальный руководитель первой квалификационной категории Аркуша С.Г.
воспитатель первой квалификационной категории Гайдарова Н.Ю.
воспитатель первой квалификационной категории Гвоздева Н.А.
воспитатель первой квалификационной категории Жукова О.И.
воспитатель первой квалификационной категории Зотова Л.Н.
воспитатель первой квалификационной категории Часовитина Н.Б.
на физкультурно-познавательное занятие «Путешествие в морские глубины»
для детей старшей группы
воспитателя МДОАУ «Детский сад № 37» Сомовой Т.В.
Дата проведения: 21.04.2016 г.
Присутствовало: 15 человек.
Оценка организации деятельности детей
Основой занятия была организация двигательно-познавательной деятельности детей для расширения представлений детей о морских обитателях. Деятельность детей носила развивающий характер, они были активны, осознанно приняли цель и задачи занятия, с интересом воспринимали проблемные ситуации, что свидетельствует о степени доверия между педагогом и детьми. Педагог продемонстрировал высокую степень тактичности и демократичности взаимоотношений с детьми. Тамара Вениаминовна поощряла инициативу детей, создавала условия для эмоциональной открытости.
В ходе занятия педагог продемонстрировал отличное знание предмета и общую эрудицию. Чувствовалась отработанность системы учебных действий между педагогом и детьми. Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи педагога поддерживала познавательную активность детей. Тамара Вениаминовна продуманно использовала паузы, поисковые и проблемные вопросы, создавала эмоциональные кульминации.
Оценка содержания занятия
Содержание занятия было интересным, насыщенным и соответствовало поставленным задачам. В ходе занятия был реализован принцип интеграции, так как через организацию двигательно-познавательной деятельности решались психолого-педагогические задачи нескольких образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие». Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и цели занятия. Объем материала подбирался в соответствии с возрастными особенностями детей, поэтому длительность занятия составила 30 минут.