1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1. Цель и задачи реализации программы
Данная рабочая программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательной области «Физическое развитие».
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста и разработана в соответствии со следующими документами:
- федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», вступил в силу с 01.01.2014 г.);
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
- Уставом ДОУ (протокол собрания трудового коллектива № 3 от 10.12.13);
- Образовательной программой дошкольного образования МДОАУ «Детский сад № 14 «Дельфин» комбинированного вида г. Новотроицка Оренбургской области», принятой педагогическим советом МДОАУ «Детский сад № 14» (Протокол № 1 от от 30.08.2016 г
Цель программы: обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в физической деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Задачи.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Программа обеспечивает учёт возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, потребностей и интересов детей.
В программе выделены три аспекта индивидуализации:
• Индивидуальный подход к детям с учетом состояния здоровья;
• Индивидуальный подход к детям с учетом уровня физической подготовленности;
• Индивидуальный подход к детям с учетом характера двигательной активности.
В программе учтены возрастные особенности психофизического развития детей 3-7 лет:
- уровень развития двигательных функций (мышечная выносливость, пространственная ориентация движений);
- уровень моторного развития (зрительно-двигательной координации) и развития точных и силовых движений;
- формирование ловкости в метании, лазании; основных движений.
Учтены гендерные особенности: показатели силовых и скоростно-силовых качеств выше у мальчиков, показатели гибкости выше у девочек. Для мальчиков старшего дошкольного возраста наиболее благоприятен режим большой двигательной активности, для девочек оптимален режим средней двигательной активности. Существует ряд упражнений, которыми девочки и мальчики овладевают по-разному: у девочек вызывает трудности метание в цель и вдаль, у мальчиков требует больших усилий и времени освоение прыжков через скакалку, вращение обруча. Учет гендерных особенностей выражается в вариативном наполнении содержания образовательной деятельности.
1.1.2 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
В основу Программы заложены следующие принципы:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество детского сада с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Наряду с общепедагогическими дидактическими принципами, заложенными в основу программы, имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания:
- Принцип оздоровительной направленности, согласно которому инструктор по физической культуре несет ответственность за жизнь и здоровье своих воспитанников, должен обеспечить рациональный общий и двигательный режим, создать оптимальные условия для двигательной активности детей.
- Принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который выражается в комплексном решении задач физического и умственного, социально – нравственного и художественно – эстетического воспитания, единства своей реализации с
- принципом взаимосвязи физической культуры с жизнью.
- Принцип гуманизации и демократизации, который позволяет выстроить всю систему физического воспитания детей в детском саду и физкультурно-оздоровительной работы с детьми на основе личностного подхода, предоставление выбора форм, средств и методов физического развития и видов спорта, принципа комфортности в процессе организации развивающего общения педагога с детьми и детей между собой.
- Принцип индивидуализации позволяет создавать гибкий режим дня и охранительный режим в процессе проведения занятий по физическому развитию учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, подбирая для каждого оптимальную физическую нагрузку и моторную плотность, индивидуальный темп двигательной активности в процессе двигательной активности, реализуя принцип возрастной адекватности физических упражнений.
- Принципы постепенности наращивания развивающих, тренирующих воздействий, цикличности построения физкультурных занятий, непрерывности и систематичности чередования нагрузок и отдыха, лежащие в основе методики построения физкультурных занятий.
- Принцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно – гигиенических навыков, развития двигательных навыков. Поэтому очень важным становится оказание необходимой помощи родителям воспитанников, привлечение их к участию в совместных физкультурных мероприятиях – физкультурных досугах и праздниках, походах.
Программа основывается на следующих научно обоснованных подходах: культурно-историческом, деятельностном, личностном, аксиологическом.
Культурно-исторический подход к развитию человека (Л. С. Выготский) определяет ряд принципиальных положений Программы (необходимость учёта интересов и потребностей ребёнка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, ведущей деятельности возраста; понимание взрослого как главного носителя культуры в процессе развития ребёнка; организацию образовательного процесса в виде совместной деятельности взрослого и детей и др.)
Центральной категорией деятельностного подхода является категория деятельности, предполагающая активное взаимодействие ребёнка с окружающей его действительностью, направленное на её познание и преобразование в целях удовлетворения потребностей. Преобразуя действительность на доступном для него уровне, ребёнок проявляется как субъект не только определённой деятельности, но и собственного развития.
Любая ценная, с точки зрения взрослого человека, деятельность не будет производить развивающий эффект, если она не имеет для ребёнка личностного смысла. Личностный подход в широком значении предполагает отношение к каждому ребёнку как к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков он есть.
Аксиологический подход предполагает ценностную ориентацию всего образовательного процесса. Помимо общечеловеческих ценностей (добро, красота, справедливость, ответственность и др.), в Программе большое внимание уделяется формированию у детей чувства принадлежности в первую очередь к своей семье, детскому саду, городу, своей стране.
Полная версия Рабочей программы инструктора по физической культуре Сомовой Т. В. на 2016-2017 учебный год (образовательная область «Физическое развитие»)
Источник: http://tamaris20072007.ucoz.net/docs/rabochaja_programma_instruktor_po_fv_2016.doc |