Каждое занятие должно раскрыть определенную тему, которая заложена в названии. Поэтому все, что происходит в занятии, должно быть подчинено этому. Это и есть общеобразовательная задача.
Цель физкультурно-познавательного мероприятия определяет всю стратегию физического воспитания ребенка в дошкольном учреждении.
Она едина и постоянна: используя все возможности физического воспитания, укреплять здоровье детей, улучшать их двигательный статус, расширять интеллектуальные возможности и формировать морально-этические качества человека.
Познавательные задачи решаются в зависимости от темы (предмет, явление, объект, обитатель, существо, сфера обитания и т.п.):
познакомить детей с понятиями, расширять представление детей, закреплять знания детей о внешнем виде или явлении, предмете и др., развивать воображение, память, логическое мышление.
Традиционные задачи физического воспитания (оздоровительные, развивающие, воспитывающие) должны решаться в ходе каждой игры.
Обучающие (закрепляющие) задачи: отмечается тот вид движений, который преобладает в мероприятии.
Как пример, приведу цель и задачи своего физкультурно-познавательного занятия «Большое космическое путешествие»
Образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: познавательная, двигательная, коммуникативная, игровая.
Цель: Дать детям почувствовать себя космонавтом, готовым к полету на другую планету, пилотом межпланетного корабля с помощью применения ИКТ, проверить свои возможности и быстроту реакции в разнообразных игровых ситуациях, совершенствовать двигательные способности детей, укреплять здоровье.
Задачи:
Познавательные: познакомить детей с понятиями космос, планета Земля, звезды, планеты, космонавт, космический корабль; развивать воображение, память, логическое мышление.
Образовательные: закреплять умение ходить и бегать свободно, не опуская головы, сохраняя координацию движений рук и ног; совершенствовать основные виды движений: прыжки из круга в круг, ходьбу по ограниченной поверхности, подлезание, ходьбу по массажным дорожкам.
Оздоровительные: вырабатывать правильную осанку и предупреждать плоскостопие, и способствовать формированию положительных эмоций и активной двигательной деятельности детей, доставить радость и удовольствие.
Воспитательные: Воспитывать эстетическое восприятие мира, воспитывать умение подчиняться правилам игры, поощрять участие детей в совместных играх.
Коммуникативные навыки: взаимодействие с другими членами команды, взаимовыручка, подчинение правилам игры, формирование умения быть ответственными, организованными, целеустремленными;
Активизация словаря: космос, космонавт, планета, планета Земля.
Структура физкультурно-познавательного мероприятия сохраняет структуру проведения физкультурных занятий.
Подготовительная часть. Формирует эмоционально-положительное отношение и интерес детей к последующей двигательной деятельности и подготавливает организм к дальнейшей нагрузке;
Основная часть. Решает задачи закрепления навыков в основных видах движений, оздоровления и коррекции, воспитания психофизических качеств, знакомит со способами передачи двигательной выразительности, побуждает к самостоятельному решению двигательных задач, проблемных ситуаций, способствует поиску творческих композиций;
Заключительная часть. Решает задачи снятия эмоционального напряжения, приобретения навыков саморасслабления.
Общеобразовательные задачи решаются по ходу всей игры, начиная с подготовительной части.
Подготовительная часть
Чтобы попасть в то место, где будет проходить сюжет занятия, детям приходится преодолевать много препятствий, пройти по болотам и озерам, пробежать, проплыть.
Поэтому уже в подготовительной части занятия дети настраиваются на последующую двигательную деятельность, у них зарождается интерес к самой цели мероприятия (возможен показ вводного видеосюжета). Знания, полученные в предварительной беседе, закрепляются на двигательном уровне и от этого становятся еще прочнее. На данном этапе педагог комментирует происходящее и задает наводящие вопросы.
Основная часть
Основная часть включает в себя комплекс ОРУ с предметами, которые проходят по всему сюжету.
Содержание этой части разнообразно: здесь могут быть и задания-игры, игры-эстафеты, игры с элементами спорта, коммуникативные игры, занимательные викторины и подвижные игры народов мира. Их дополняют различные виды самомассажа, дыхательные игры, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, профилактика плоскостопия и коррекция осанки.
Маленькие сюрпризы в этой части должны предварять очередной вид деятельности и быть неожиданными для детей, способствовать поддержанию их интереса и созданию хорошего настроения. Все перечисленное выше подчинено раскрытию темы данного занятия.
Заключительная часть
Здесь желательно привести эмоциональное состояние детей в норму, используя упражнения на дыхание, расслабление. Подводя итоги, еще раз уточнить у детей, что они усвоили по ходу занятия по основной теме, о чем шла речь во время «путешествия». Кульминационным моментом игры является большой сюрприз, который выражает главную идею игры и является самым веселым моментом. Наиболее целесообразной в воспитательном отношении будет коллективная награда. Она помогает сплочению детей, воспитанию чувства дружбы и коллективизма.
Во время двигательно-познавательной деятельности используем следующие приёмы:
- сюрпризный момент (письмо, сообщение, гость, игрушка, предмет, спортивный снаряд);
- показ презентации, видео,
- художественное слово;
- ритмическая гимнастика;
- вопросы к детям;
- решение проблемной ситуации;
- показ ребенка;
- моделирование;
- ситуация выбора;
- приём вхождения в образ (для повышения творческой активности необходимо использовать неоднократное вхождение в образ);
- использование музыкального сопровождения;
- создание развивающей предметно-пространственной среды.
- использование здоровьесберегающих технологии (йоги, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, игрового массажа, сюжетной релаксации, психогимнастики);
- познавательные и сюжетные подвижные игры
Двигательно-познавательная деятельность должна подчиняться единой цели. Во время непосредственно образовательной деятельности исключается учебный блок или включается тезисно, процесс обучения остается в полном размере.
|