Экспертное заключение
об обобщении педагогического опыта «Интеграция двигательной и познавательной деятельности на физкультурных занятиях в ДОУ» воспитателя МДОАУ «Детский сад № 37» Сомовой Тамары Вениаминовны
Опыт работы Сомовой Т.В. - оригинальный подход для решения задач, которые ставит перед современными педагогами федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, - интеграции различных видов детской деятельности и комплексно-тематической организации образовательного процесса.
Актуальность данного опыта обусловлена тем, что современные дети испытывают дефицит двигательной активности, что отрицательно сказывается на здоровье, психофизическом благополучии детей, негативно влияет на двигательное и социальное развитие ребёнка. Задача педагога не только обеспечить ребенку необходимую двигательную активность, но и попытаться интегрировать двигательную деятельность с другими видами деятельности, в частности с познавательной.
Для реализации такой интеграции педагог предлагает ввести новый вид занятия - тематическое физкультурно-познавательное занятие, и новый вид деятельности - двигательно-познавательная деятельность. Дошкольники на таких занятиях в движении в игровой форме закрепляют познавательный материал по тематике недели. В этом заключается научная новизна данного педагогического опыта.
Работая надсовершенствованием образовательного процесса в ДОУ на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей Сомова Т.В. ставила перед собой следующие задачи:
- апробировать и внедрить в практику ДОУ тематические физкультурно-познавательные занятия;
- разработать тематику и конспекты физкультурно-познавательных занятий, основанных на интеграции двигательной и познавательной деятельности детей;
- составить перспективный план проведения физкультурно-познавательных занятий для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Педагог определяет содержание работы с детьми таким образом, чтобы тематика физкультурно-познавательного занятия совпадала с комплексно-тематическим планированием ДОУ. При планировании двигательно-познавательной деятельности педагог использует самые разнообразные приемы: сюрпризные моменты, показ видеосюжетов, проблемные ситуации, прием вхождения в образ и т.д. Большое внимание уделяется индивидуальным особенностям детей и их уровню подготовленности.
При практическом показе физкультурно-познавательного занятия дети были активны, осознанно приняли цели и задачи занятия, с интересом воспринимали проблемные ситуации.
В процессе организации двигательно-познавательной деятельности были использованы современные технические средства (проектор, музыкальный центр), различные наглядные пособия. Все это применяется в соответствии с поставленными педагогическими задачами. Тамарой Вениаминовной создана обширная медиатека, содержащая познавательные видеоматериалы, мультфильмы, презентации, интерактивные игры по темам, музыкальные композиции, подборка озвученных игр, гимнастик по темам, фотографии, иллюстрации, картинки.
В ходе работы над данной темой была создана обширная база практических материалов:
- перспективные планы физкультурно-познавательных занятий в помещении и на воздухе;
- комплексы сюжетной утренней гимнастики, гимнастики после сна;
- картотека познавательных подвижных игр малой, средней, высокой подвижности;
- комплексы физкультминуток, динамических пауз;
- конспекты спортивных досугов.
Большое значение в своей работе педагог придает самостоятельной двигательной активности детей, активно подталкивая их на проявление двигательного творчества.
Выводы:
- тема актуальна, представляет познавательный и практический интерес;
- по степени новизны включает новые подходы к решению проблемы интеграции в образовательном процессе;
- содержание представлено новым видом занятия и детской деятельности;
- по практической направленности материалы опыта могут быть применены в работе педагогов ДОУ и использованы как методические рекомендации;
- поиск и применение методов обучения, обеспечивающих интеграцию двигательной и познавательной деятельности, - залог успешного развития детей.
Рекомендовано предложить данный опыт для дальнейшего распространения, внедрения и диссеминации.
Старший воспитатель
МДОАУ «Детский сад № 37» Лихачева Т.В.
|