Методические рекомендации к проведению утренней гимнастики в ДОУ
Утренняя гимнастика
Обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня.
Она снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребенка к последующим нагрузкам.
Утренняя гимнастика вводится в режим дня с первой младшей группы и организуется ежедневно с детьми всех возрастных подгрупп. Ее продолжительность, интенсивность нагрузки, количество упражнений и повтор зависит от возраста детей.
Указания к организации проведения
утренней гимнастики в разных возрастных группах
1 и 2 младшая группы |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
1 младшая группа 1. Продолжительность 4-5 мин. 2. Общеразвивающие упражнения имитационного характера 3-4. 3. Ходьба стайкой, врассыпную, построение в круг, врассыпную. 4. Медленный бег 20-30 сек. - 1 пол. г.; 30-40 сек. - 2 пол. г. 5. Со 2 пол. года использует мелкие игровые предметы для общеразвивающих упражнений. 6. Подпрыгивания на месте 2 раза по 15-20 сек. с паузой отдыха. 7. Заключительная ходьба. 8. Дозировка выполнения упражнений 4-5 раз
2 младшая группа 1. Продолжительность 5-6 мин. 2. Комплекс упражнений 4-5. 3. Ходьба, поскоки, бег – обязательны. 4. Ходьба разными способами, со сменой направления, на носочках, в колонне друг за другом, в разных направлениях. 5. Построение друг за другом, врассыпную, в круг. 6. Ходьба чередуется с неторопливым бегом: 30-40 сек. - 1 пол. г.; 50-60 сек. - 2 пол. г. 7. Дозировка выполнения упражнений – 5-6 раз. 8. Заключительная часть: поскоки на месте 2 раза по 15-20 сек. с отдыхом, бег. |
1. Продолжительность 6-8 мин. 2. Общеразвивающих упражнений 4-5. 3. Ходьба, бег, поскоки на месте. 4. Ходьба парами, врассыпную, на носках, на пятках, приставным шагом и прочими способами. 5. Неторопливый легкий бег 1 мин. - 1 половина года; 1,5 мин. - 2 пол. года. 6. Построение в звенья 2 пол. года; построение в круг – 1 пол. года (и все виды построений рекомендованных во 2 младшей группе). 7. Дозировка выполнения упражнений 4-6 раз. 8. Общеразвивающие упражнения выполняются из разных положений. 9. Поскоки на месте 15-20 раз в чередовании с ходьбой. 10. Заключительная часть ходьба, подвижная игра или бег в среднем темпе. |
1. Продолжительность 8-10 мин. 2. Общеразвивающих упражнений 5-6. 3. Разнообразные упражнения в ходьбе: со сменой темпа, направления, на носках, пятках, высоко поднимая колени, упражнения на внимание. 4. Легкий бег в медленном темпе 1,5-2 мин. 5. Бег со средней скоростью после общеразвивающих упражнений. 6. Построения в звенья, в шахматном порядке (звенья через одно делают шаг вперед). 7. Упражнения выполняются из разных исходных положений, с предметами и без них. 8. Дозировка 5-6 раз. 9. Разнообразные виды поскоков 20-30, 30-40 сек. в чередовании с ходьбой. 10. Заключительная часть: ходьба, бег со средней скоростью, выполнение танцевальных движений, подвижная игра. |
1. Продолжительность 10-12 мин. 2. Количество общеразвивающих упражнений 6-7. 3. Дозировка 6-8 раз. 4. Бег в медленном темпе в чередовании с ходьбой 2-3 мин. 5. Бег в среднем темпе после выполнения общеразвивающих упражнений 2-3 мин. Без перерыва. 6. После бега упражнения на дыхание (в заключительной части). 7. Подпрыгивания 30-40 раз с двумя-четырьмя повторениями после паузы-ходьбы. Предлагать разнообразие и сложность ритмического рисунка. 8. Широко применять упражнения с разнообразным инвентарем. Примечание: если планируются поскоки в заключительной части, то бег не брать. 9. Планировать различные способы ходьбы, см. старшую группу и программу |
Как видно из таблицы, продолжительность и содержание утренней гимнастики различны для детей разного возраста, поэтому желательно в смешанной группе проводить ее сначала с детьми 3-4 лет, затем с 5-6-летними. Там, где нет для этого условий, утреннюю гимнастику можно проводить одновременно со всей группой. В этом случае надо обязательно учитывать разные требования к качеству, темпу, продолжительности упражнений. Обычно младшие проделывают упражнения меньшее количество раз, чем старшие. От старших детей требуется также более точное и качественное выполнение движений. Для того чтобы старшие дети могли проделать упражнения большее количество раз, им предлагается одним начать выполнять упражнения и показать малышам, как правильно его делать, затем это же упражнение они проделывают с малышами.
Возможны случаи, когда в комплексе гимнастики вводятся более сложные упражнения только для старших. Во время выполнения старшими таких упражнений малыши наблюдают и отдыхают. Оправдывает себя и такой прием, когда более сложные упражнения планируются на конец гимнастики и старшие их выполняют после того, как малыши заканчивают гимнастику.
Таким образом, воспитателям разновозрастных групп при подборе упражнений в методике руководства утренней гимнастикой следует исходить из существующих общих указаний, но при этом учитывать возрастной состав своей группы.