Интеграция двигательной и познавательной деятельности на физкультурных занятиях в ДОУ (из опыта работы)
Сомова Тамара Вениаминовна, инструктор по физической культуре МДОАУ«Детский сад № 14 «Дельфин» г. Новотроицка Оренбургской области
Аннотация к опыту работы
Актуальность:
Современные требования к образованию дошкольников предполагают интеграцию различных видов деятельности.
Наиболее перспективным путем обновления содержания дошкольного образования является интеграция двигательной и познавательной деятельности дошкольников.
В результате интеграции возникает принципиально новый вид деятельности - двигательно-познавательная деятельность и новый вид занятия – тематическое физкультурно-познавательное занятие.
Научная основа: Основой данного опыта работы являются
-
теория развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина;
-
положения о зонах ближайшего развития Л.С. Выготского
-
«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова.
Современные программы и методики по развитию движений и оздоровлению дошкольников служат прекрасным практическим материалом для планирования и составления конспектов занятий нового типа. Перечислю лишь авторов, материалы работ которых использую постоянно:
-
М.Ю. Картушина «Зеленый огонек здоровья», «Быть здоровыми хотим»;
-
Т. Б. Сидорова «Познавательные физкультурные занятия. Подготовительная группа (Инструктору физического воспитания ДОУ);
-
Е. А. Сочеванова Подвижные игры с бегом для детей 4—7 лет: Методическое пособие для педагогов ДОУ.
Инновационная направленность: Дошкольники на физкультурно-познавательных занятиях в движении закрепляют познавательный материал по тематике недели, при этом структура занятия не меняется, моторная плотность деятельности не уменьшается, дети, включаясь в игровой сюжет мероприятия, выполняют физические упражнения с большим интересом и старанием. Физкультурное занятие наполняется новым содержанием, двигательным, игровым и познавательным, превращается из обычного в тематическое физкультурно-познавательное занятие. Использование ИКТ позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, вызывает у дошкольников живой интерес, способствует активизации двигательной и познавательной деятельности.
Практическая значимость:
Физкультурно-познавательное занятие может быть, как обычным занятием, так и развлечением, досугом, праздником, может быть с участием персонажей, с приглашением родителей, гостей, может проводиться в спортивном зале, на прогулке, на экскурсии.
Двигательно-познавательное образование дошкольников предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов: утренней, бодрящей гимнастики, прогулки, физкультминутки.
Познавательный материал, полученный детьми в течение определенного срока, закрепляется в игровой форме во всех видах движения.
Адресная направленность: материалы работы могут быть интересны педагогам, занимающимся оздоровлением дошкольников, старшим воспитателям, творческим родителям.
Интеграция двигательной и познавательной деятельности на физкультурных занятиях в ДОУ (из опыта работы)
Автор опыта: Сомова Тамара Вениаминовна
Адрес опыта: Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 14 «Дельфин» комбинированного вида г. Новотроицка Оренбургской области»
Тема опыта: Интеграция двигательной и познавательной деятельности на физкультурных занятиях в ДОУ
Условия возникновения и становления опыта
Движение является обязательным компонентом любого вида деятельности дошкольника. Игра и движения, объединяясь, становятся необходимым условием и средством разностороннего развития и воспитания дошкольника. Многие новые движения малыши легко осваивают в подвижных играх и игровых упражнениях.
Разнообразить работу по оздоровлению и развитию движений дошкольников мне помогают методические пособия
М.Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья», «Быть здоровыми хотим»;
М. Д. Маханевой «Здоровый ребёнок», «Воспитание здорового ребенка»,
Е. А. Сочевановой «Подвижные игры с бегом для детей 4—7 лет», К.К. Утробиной «Занимательная физкультура для дошкольников».
Оздоровительные и развивающие занятия, досуги, развлечения этих авторов носят ярко выраженный творческий характер и содержат комплексы дыхательной гимнастики, самомассажа, профилактики плоскостопия и укрепления осанки, игры-аттракционы, народные подвижные и познавательные игры, служат прекрасным практическим материалом для планирования и составления конспектов занятий нового типа.
На использовании материалов этих авторов была построена
«Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ», которая предполагает применение занятий, утренней гимнастики, здоровьесберегающих технологий в игровой форме.
Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазании и др.), воспитываются чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Игры и игровые упражнения способствуют укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека.
Задача педагога в свете требований ФГОС при реализации образовательной области «Физическое развитие»:
-
обучить дошкольников определённым движениям,
-
закрепить полученные детьми знания из других образовательных областей,
-
заинтересовать детей, превратить занятие в интересную игру.
И хотя физкультурные занятия проводились в игровой форме, они существовали сами по себе, не включаясь в общий тематический план воспитательно-образовательного процесса.
Совершенно случайно нашла в интернете диссертацию кандидата педагогических наук М.А. Правдова.
М.А. Правдов в своей диссертации пишет:
«В ходе исследований было выявлено, что интеграция двигательной и познавательной деятельности способствовала увеличению объема двигательной активности детей, Выявлено позитивное влияние физкультурных занятий на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности на снижение заболеваемости детей экспериментальной группы». И эта фраза стала отправной в моем опыте работы.
Актуальность и перспективы развития опыта
Современные требования к образованию дошкольников предполагают интеграцию различных видов деятельности.
Содержание области «Физическое развитие», как правило, интегрируется с содержанием других образовательных областей:
Наиболее перспективным путем обновления содержания дошкольного образования является интеграция двигательной и познавательной деятельности дошкольников. Мною была выдвинута гипотеза: если физкультурные занятия будут содержать познавательный материал, детям станет интереснее, возрастет двигательная активность и, как следствие, укрепится здоровье и улучшатся физические показатели.
Теоретическая база опыта
Основой данного опыта работы являются
-
теория развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина;
-
положения о зонах ближайшего развития Л.С. Выготского
-
«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова.
Технология и методология опыта:
Основная проблема: высокий уровень двигательной активности является важнейшим условием не только физического, но и умственного развития ребёнка. Образовательный процесс в детском саду организован в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Физкультурные занятия из-за своей специфики выпадают из общей тематики детского сада. Возникает необходимость построения физкультурных занятий таким образом, чтобы и двигательная, и познавательная деятельность подчинялись единой теме недели. Другими словами, возникает необходимость интеграции двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях.
Цель:
-
совершенствование образовательного процесса в ДОУ на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей с помощью нового вида занятия (тематическое физкультурно-познавательное занятие);
-
повышение качества образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи:
апробировать и внедрить в практику ДОУ тематические физкультурно-познавательные занятия;
разработать тематику и конспекты физкультурно-познавательных занятий, основанных на интеграции двигательной и познавательной деятельности детей;
составить перспективный план проведения физкультурно-познавательных занятий для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты использования инновационной разработки:
интеграция двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста окажет положительное воздействие на психофизическое развитие и физическую подготовленность детей, позволит повысить эффективность физкультурно-оздоровительной работы и качество образовательного процесса в ДОУ.
Научная новизна: в результате интеграции двигательной и познавательной деятельности возникает принципиально новый вид деятельности - двигательно-познавательная деятельность и новый вид занятия – тематическое физкультурно-познавательное занятие. Дошкольники на физкультурно-познавательных занятиях в движении закрепляют познавательный материал по тематике недели, при этом структура занятия не меняется, моторная плотность деятельности не уменьшается, дети, включаясь в игровой сюжет мероприятия, выполняют физические упражнения с большим интересом и старанием.
Физкультурное занятие наполняется новым содержанием, двигательным, игровым и познавательным, превращается из обычного в тематическое физкультурно-познавательное занятие.
Практическая значимость:
Главная цель двигательно-познавательной деятельности - формирование у ребёнка потребности в самостоятельной двигательной деятельности. Это деятельность, которая воспринимается детьми как интересная игра, в то же время дети приобретают возможность использовать полученные ранее знания в формировании нового двигательного опыта.
И в теории, и на практике эта тема мало изучена, поэтому методические материалы этой работы могут быть использованы педагогами детских садов для совершенствования образовательного процесса.
Описание идеи, замысла, сущности, ключевых положений инновационной разработки.
Двигательно-познавательная деятельность - это результат интеграции двух видов деятельности: двигательной и познавательной.
В детском саду механизмом интеграции является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности. Широкое распространение получают различные варианты интегрированной образовательной деятельности с детьми, где дошкольникам предоставляется возможность познать одно и то же явление в разных видах деятельности, получить знания, умения, обобщить их, представить то или иное явление целостно.
Физкультурно-познавательное занятие появляется как результат двигательной и познавательной деятельности при интеграции двух образовательных областей «Физическое развитие» и «Познавательное развитие».
В основе планирования образовательной работы заложен комплексно-тематический принцип.
Содержание двигательно-познавательной деятельности определяется перспективно-тематическим планом ДОУ. (Перспективный план тематических физкультурно-познавательных занятий)
Двигательно-познавательное образование дошкольников предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов: утренней, бодрящей гимнастики, прогулки, физкультминутки.
Физкультурно-познавательное занятие может быть, как обычным занятием, так и развлечением, досугом, праздником, может быть с участием персонажей, с приглашением родителей, гостей, может проводиться в спортивном зале, на прогулке, на экскурсии.
Познавательный материал, полученный детьми в течение определенного срока, закрепляется в игровой форме во всех видах движения.
Система физкультурно-познавательных мероприятий разрабатывается в соответствии с комплексно-тематическим планированием ДОО.
При планировании необходимо реализовать следующие задачи:
-
Разработать в соответствии с темами недели программно-методическое обеспечение двигательно-познавательной деятельности
-
Создать материально-техническую базу для проведения двигательно-познавательной деятельности (развивающую предметно-пространственную среду, декорации для оформления зала, атрибуты и оборудование, технические средства обучения, мультимедийную базу).
Во время двигательно-познавательной деятельности используем следующие приёмы: сюрпризный момент (письмо, сообщение, гость, игрушка, предмет, спортивный снаряд); показ презентации, видео, художественное слово, использование здоровьесберегающих технологии (йоги, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, игрового массажа, сюжетной релаксации, психогимнастики); познавательные и сюжетные подвижные игры и другие.
Двигательно-познавательная деятельность должна подчиняться единой цели. Во время непосредственно образовательной деятельности исключается учебный блок или включается тезисно, процесс обучения остается в полном размере.
Подготовка таких мероприятий значительно сложнее и требует гораздо больше времени и усилий, чем просто организация двигательной деятельности.
В результате целенаправленной работы по данной теме у детей повышается интерес к выполнению различных видов движении, это отражается на результатах освоения детьми двигательных умений и навыков. Они с удовольствием будут выполнять предложенные задания, эмоционально проникаясь в предложенные образы.
У ребенка появляется возможность применить данное ему образование в повседневной жизни, и как правило, это сопровождается интересом и яркими эмоциями. А это значит, что и познавательный, и двигательный материал останутся в памяти ребенка надолго.
Обоснованные результаты эффективности использования инновации
Начальная диагностика основных движений детей позволила выявить уровень развития каждого движения (прыжок в длину, челночный бег, метание мешочка на дальность, лазанье).
В целях повышения уровня развития движений детей, были проведены физкультурно-познавательные занятия и промежуточная диагностика.
Диагностика и анализ показателей 2015 г. по сравнению с 2013 г:
Показатели
|
Возрастание на
|
Скоростные качества
|
7%
|
Скоростно-силовые качества
|
4.2 %
|
Показатели гибкости
|
5.8 %
|
Физическая подготовленность
|
7%
|
Интеллектуальное развитие
|
8.5%
|
Посещаемость
|
3,1%.
|
Индекс здоровья
|
7.4%.
|
Анализ результатов работы позволяют доказать, что физкультурно-познавательные занятия влияют на мотивацию двигательной активности детей, которая повышает эффективность развития основных движений у детей старшего дошкольного возраста.
Разработанная интегрированная технология физкультурных занятий позитивно сказывается также на развитии эмоционально-волевых свойств личности дошкольника, на его взаимоотношениях в коллективе сверстников и с родителями, на собственной самооценке и повышении собственного статуса как равного среди других, на значительном росте эмоционального настроя на жизнь и двигательную активность.
Результаты диагностики показали, что организованная таким образом работа положительно влияет на показатели физического развития и функциональных возможностей: положительная динамика со стороны ОДА отмечена у 85% детей. У большинства детей прослеживается улучшение личных показателей. Дошкольники подготовительной группы дали положительную динамику в общем интеллектуальном развитии — 8.5%, в улучшении здоровья – 7.4%.
Таким образом, результаты эксперимента позволяют сделать заключение об эффективности данного опыта работы.
Адресная направленность: материал может быть интересен педагогам, занимающимся оздоровлением дошкольников, старшим воспитателям, творческим родителям.
Опыт представлен на педсовете МДОАУ № 37, МДОАУ № 14, на городском МО воспитателей и инструкторов по физической культуре, на интернет-ресурсах.
Перспектива продолжения работы над опытом предполагает:
расширение тематики конспектов, разработка авторской программы.
Смотрите также:
Предварительная работа по организации и проведению физкультурно-познавательных мероприятий
Структура физкультурно-познавательного мероприятия
Перспективное планирование физкультурно-познавательных мероприятий
|