Подготовка физкультурно-познавательных мероприятий значительно сложнее и требует гораздо больше времени и усилий, чем просто организация двигательной деятельности:
- изучение литературы по теме мероприятия,
- консультации со специалистами;
- оформление зала;
- подготовка атрибутов;
- подбор музыкального материала.
В результате целенаправленной работы по данной теме у детей повышается интерес к выполнению различных видов движении, это отражается на результатах освоения детьми двигательных умений и навыков. Они с удовольствием будут выполнять предложенные задания, эмоционально проникаясь в предложенные образы.
У ребенка появляется возможность применить данные ему знания в повседневной жизни, и как правило, это сопровождается интересом и яркими эмоциями. А это значит, что и познавательный, и двигательный материал останутся в памяти ребенка надолго.
Предварительная работа по организации и проведению
физкультурно-познавательных мероприятий
Работа по организации и проведению физкультурно-познавательных мероприятий предполагает:
1. Написание и проведение тематической беседы с детьми с использованием наглядного материала.
2. Разработку сценария (требования к написанию).
3. Предварительную подготовку детей к участию в мероприятии:
• знакомство с подвижными играми, входящими в мероприятие;
• разучивание комплекса ОРУ с предметом, который фигурирует в сценарии;
4. Подбор музыкального сопровождения игры.
5. Декорации зала, атрибуты и экипировку участников игры.
6. Помощь родителей в изготовлении костюмов и создании образов игровых персонажей.
Подготовка беседы
Для подготовки беседы и ее проведения используется в основном материал, представленный в детских энциклопедиях «Почемучка», «Я познаю мир», на интернет-ресурсах; глобус, географические карты, карточки для занятий с детьми о животных и растениях явлениях (удобно использовать карточки Домана).
Беседу лучше проводить в свободное от занятий время, за 2-3 дня до мероприятия, чтобы сведения, полученные ранее, были еще свежи, а в игре происходило только закрепление в движении.
Подготовка видеоматериалов
Чтобы подготовить видеоматериал и познавательные презентации, использую в основном Детские электронные презентации и клипы, Канал Youtube и все, что нахожу в интернете в свободном пользовании по тематике познавательных мероприятий. Вот некоторые из них:
Серия «Лесные сказки» состоит из клипов об обитателях леса: животных, птицах и растениях.
Космос, Планеты Солнечной системы. Развивающие мультфильмы
Морские животные для детей. Развивающие мульфильмы
Подготовка видеоматериалов забирает очень много времени: сначала нужно найти подходящее видео, просмотреть его, выбрать из него подходящий кусочек для просмотра, затем обрезать в соответствии сюжетом занятия, причем полученный видеофрагмент, с одной стороны, должен быть законченным, а с другой, очень небольшим по времени. В одном занятии таких видеороликов может быть несколько.
Написание сценария мероприятия
Это, наверное, самое сложное в предварительной работе.
Физкультурно-познавательное занятие может включать в себя несколько видов деятельности, основными же являются познавательная и двигательная.
Поэтому самое главное – это определиться с познавательным материалом, его количеством и формой подачи (рассказ, презентация, видеоролик, иллюстрация) и с необходимым объемом двигательной активности (потому что все-таки занятие является физкультурным) без уменьшения моторной плотности занятия.
Следует также обратить внимание на
- разновидности ходьбы и бега (в том числе подражательные движения) в привязке к теме занятия;
- комплексы общеразвивающих упражнений в сюжетной форме;
- виды основных движений в сюжетной форме (обучение или закрепление, если закрепление, то с усложнениями);
- использование здоровьесберегающих технологий (йоги, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, игрового массажа, сюжетной релаксации, психогимнастики), привязать их к тематике занятия;
- познавательные и сюжетные подвижные игры (малой, средней или высокой подвижности в зависимости от предыдущей нагрузки).
Каждое занятие должно раскрыть определенную тему, которая заложена в названии. Поэтому все, что происходит в занятии, должно быть подчинено этому. Это и есть общеобразовательная задача.
Цель физкультурно-познавательного мероприятия определяет всю стратегию физического воспитания ребенка в дошкольном учреждении.
Она едина и постоянна: используя все возможности физического воспитания, укреплять здоровье детей, улучшать их двигательный статус, расширять интеллектуальные возможности и формировать морально-этические качества человека.
Познавательные задачи решаются в зависимости от темы (предмет, явление, объект, обитатель, существо, сфера обитания и т.п.):
познакомить детей с понятиями, расширять представление детей, закреплять знания детей о внешнем виде или явлении, предмете и др., развивать воображение, память, логическое мышление.
Традиционные задачи физического воспитания (оздоровительные, развивающие, воспитательные) должны решаться в ходе каждой игры.
Обучающие (закрепляющие) задачи: отмечается тот вид движений, который преобладает в мероприятии.
Подготовка детей
Некоторые упражнения и задания, освоенные на занятии, усложняются введением необычных условий их выполнения. Любую подвижную игру можно «подогнать» под тему досуга, изменив чуть-чуть ее правила, обыграв роли ведущего и игроков, заменив инвентарь и цель игры. Здесь все зависит от фантазии. Но подвижная игра должна быть знакома детям по условиям и правилам проведения. Это нужно для того, чтобы меньше времени уходило на ее объяснение.
Для закрепления темы занятия лучше вводить в нее малознакомые тематические познавательные игры, которые будут интересны детям. Игр лучше иметь 2-3, разной подвижности (малой, средней, высокой). Игру малой подвижности провести в заключительной части. Упражнения на дыхание, расслабление, самомассаж, психогимнастика обновляются по ходу игры. Такие упражнения не требуют особой подготовки, поэтому можно смело импровизировать вместе с детьми, в этом они будут хорошими помощниками.
• Комплексы ОРУ с предметами (палка, обруч, мяч, скакалка, гантели), входящие в очередной досуг, лучше разучивать с тем предметом, который будет основным в сценарии развлечения. В играх-путешествиях по Африке - мячи (кокосы), палки (копья), по тундре - скакалки (вожжи в упряжке оленей). Для закрепления комплекса ОРУ его можно включать и в утреннюю гимнастику с детьми.
На обычных физкультурных занятиях комплекс ОРУ можно выполнять под разное музыкальное сопровождение, которое должно соответствовать его особенностям. Лучше подобрать музыку, которая более всего соответствует теме мероприятия. Это поможет детям в создании образа-роли, а он уже в свою очередь будет развиваться по ходу игры. Необходимо включать в комплекс интересные, необычные, несущие определенный смысл упражнения, обыгрывать их.
Музыкальное сопровождение мероприятий
Музыка в игре играет одну из самых значимых ролей. Ею наполнено все пространство действия, с нее все начинается и ею же заканчивается. Движение следует за музыкой, образ реализуется в музыке и в движении. Музыка должна идти от образа. Музыку можно подобрать так, чтобы одно ее слушание уже давало представление детям о том, что ждет их в игре. Все более популярным в настоящее время становится стиль, сочетающий звуки живой природы с электронной музыкой, - тема воды, моря, птиц и т. д.
Яркая, самобытная музыка разных стран и народов только расширит кругозор детей, их культурный уровень, без чего творческое движение просто невозможно. Уровень громкости музыки должен быть оптимальным, чтобы не отвлекать внимание. (Использована музыка с диска «Путешествие вокруг земного шара», «Детские танцы народов мира».)
Декорации зала, атрибуты и экипировка участников
Значительную роль в успешном проведении занятия имеет сценическая декорация и индивидуальные атрибуты, усиливающие и обогащающие сюжет.
Декорация зала - это всегда интересный и увлекательный процесс. Но главной всегда остается достаточно обширная функциональная зона для движений. Материально-техническое обеспечение игры можно разделить на четыре составляющие:
1. Стационарное базовое оборудование - крупные стандартные конструкции, входящие в архитектуру зала и являющиеся обязательным минимумом: шведские стенки, шесты, канаты, скамейки.
2. Тренажерное оборудование, которое легко и свободно можно передвинуть, перенести и которое предназначено для освоения тех или иных основных движений и развития двигательных качеств.
3. Индивидуальный игровой инвентарь, предметы, которые будут использоваться в двигательных действиях детей. Это палки, обручи, веревки, кубики, муляжи овощей и фруктов.
4. Экипировка участников, при помощи которой создаётся образ.
Изготовление атрибутов - несложное занятие. Дети подготовительных групп уже могут принимать посильное участие в их изготовлении: обвести шаблон, вырезать мелкие детали, приклеить их. Можно в таких играх использовать и макияж: боевую раскраску или знаки, отличающие одну команду от другой. Во время игры-занятия стандартное оборудование оформляется соответственно теме досуга и имеет иное функциональное назначение: мосты, речки, горы, пальмы, пирамиды и т. п.
Индивидуальный игровой инвентарь превращается в кокосы, бананы, кочки, копья, топоры, дрова и т. д. Каждое детское движение желательно назвать игровым термином, соответствующим движению какого-нибудь животного, птицы, отображающим какое-то природное явление: бурю, грозу, ветер.
Ведущий (инструктор) превращается в каждой игровой ситуации то в вожака стаи, то в вождя племени, капитана корабля, хозяйку тундры и т. д., тем самым объединяя детей вокруг себя, задавая определенный темп игре. Играя на равных с детьми, педагог становится таким же участником, чем разрушает психологический барьер восприятия ребенком взрослого и создает условия для благоприятного, комфортного физического воспитания.
Помощь специалистов и родителей в подготовке к проведению занятия
Участие в досугах приносит большое эмоциональное и эстетическое удовольствие, объединяет детей и взрослых общими хлопотами в подготовке к ним. Воспитатели групп проводят с детьми тематическую беседу с использованием всего представленного наглядного материала. На занятиях по ручному труду они изготавливают с детьми мелкие индивидуальные атрибуты - амулеты, ободки на голову, на которые в дальнейшем будут приклеены рога оленя, перья индейцев, лавровые венки. Воспитатели помогают девочкам смастерить, например, веер, ветку сакуры, мальчикам - вырезать шаблон африканской маски. На занятиях по рисованию эти атрибуты превратятся в законченную деталь - дети под руководством педагога дополнят их узорами и рисунками. Изготавливая индивидуальный атрибут, ребенок будет особенно стараться и стремиться к тому, чтобы его поделка оказалась оригинальнее и красочнее других.
Открытые физкультурные досуги проводим для родителей и совместно с родителями.
Основные проблемы, возникающие при разработке конспектов:
Недостаточное количество литературы, содержащей разработки физкультурно-познавательных мероприятий.
Наличие тем неделей, которые трудно совместимы с движениями.
Большие временные затраты на подготовку физкультурно-тематических мероприятий.
|