Мастер-класс
Создание модели физкультурно-познавательного занятия
Слайд 1
Все мы знаем, что образовательный процесс в детском саду организован в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Физкультурные занятия из-за своей специфики выпадают из общей тематики детского сада. Кроме того, современные требования к образованию дошкольников предполагают интеграцию различных видов деятельности.
Слайд 2.
Чтобы решить эти проблемы, я пошла по пути интеграции двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях и работала в данном направлении на протяжении трех лет.
Слайд 3.
Результаты диагностики показали, что организованная таким образом работа дает положительную динамику и физического, и интеллектуального развития детей.
Слайд 4.
Для четкой организации внедрения нового вида занятий в образовательный процесс ДОУ мною разработан перспективный план ФПЗ.
Как видите, тематика ФПЗ тесно связана с тематическим планом ДОУ.
Все физкультурно-познавательные мероприятия объединены в три большие темы «Школа безопасности», «Наша родина – Россия», «Наша планета – Земля».
Форма проведения физкультурно-познавательных мероприятий может различной (занятие, развлечение, досуг, праздник, может быть с участием персонажей, с приглашением родителей, гостей, может проводиться в спортивном зале, на прогулке, на экскурсии).
И сейчас я хочу продемонстрировать вам процесс создания модели физкультурно-познавательного занятия. Иллюстрировать создание модели я буду примерами из своего занятия «Путешествие в морские глубины».
Слайд 5.
Подготовка физкультурно-познавательного занятия значительно сложнее и требует гораздо больше времени и усилий, чем просто организация двигательной деятельности:
- изучение литературы по теме мероприятия,
- консультации со специалистами;
- оформление зала;
- подготовка атрибутов;
- подбор музыкального материала и видеоматериалов.
Давайте поговорим о предварительной работе по организации и проведению физкультурно-познавательных мероприятий.
Подготовка беседы
Для подготовки беседы и ее проведения использую глобус, географические карты, иллюстрации, карточки для занятий с детьми о животных и растениях явлениях (удобно использовать карточки Домана). материал, представленный в детских энциклопедиях «Почемучка», «Я познаю мир», на интернет-ресурсах.
Беседу лучше проводить в свободное от занятий время, за 2-3 дня до мероприятия, чтобы сведения, полученные ранее, были еще свежи, а в игре происходило только закрепление в движении.
Подготовка видеоматериалов
Чтобы подготовить видеоматериал и познавательные презентации, использую многочисленные электронные ресурсы, которые вы видите на слайде.
Слайд 6
Электронные ресурсы
Слайд 7
Подготовка видеоматериалов забирает очень много времени: сначала нужно найти подходящее видео, просмотреть его, выбрать из него подходящий кусочек для занятия, обрезать в соответствии с сюжетом занятия, причем полученный видеофрагмент, с одной стороны, должен быть законченным, а с другой, очень небольшим по времени. В одном занятии таких видеороликов может быть несколько.
Наверное, самое сложное в предварительной работе, это написание сценария занятия.
Физкультурно-познавательное занятие может включать в себя несколько видов деятельности, основными же являются двигательная и познавательная.
Поэтому самое главное – это определиться с необходимым объемом двигательной активности (ведь занятие все-таки физкультурное) и с познавательным материалом, его количеством и формой подачи (рассказ, презентация, видеоролик, иллюстрация).
Следует обратить внимание на то, чтобы ОРУ И ОВД соответствовали теме ФПЗ, а познавательный материал можно было обыграть на всех этапах занятия.
Слайд 8
При планировании занятия мы можем использовать самые разнообразные методы, приемы и формы работы.
Слайд 9
Подготовка детей
Все многообразие упражнений и видов движения можно представить в игровой форме в соответствии с темой.
Любую подвижную игру также можно «подогнать» под тему досуга, изменив чуть-чуть ее правила, обыграв роли ведущего и игроков, заменив инвентарь и цель игры. Здесь все зависит от фантазии. Но подвижная игра должна быть знакома детям по условиям и правилам проведения. Это нужно для того, чтобы меньше времени уходило на ее объяснение.
Музыкальное сопровождение мероприятий
Музыка в игре играет одну из самых значимых ролей. Ею наполнено все пространство действия, с нее все начинается и ею же заканчивается. Музыку можно подобрать так, чтобы одно ее слушание уже давало представление детям о том, что ждет их в игре. Все более популярным в настоящее время становится стиль, сочетающий звуки живой природы с электронной музыкой, - тема воды, моря, птиц и т. д.
Декорации зала, атрибуты и экипировка участников
Декорация зала - это всегда интересный и увлекательный процесс. Но главной всегда остается достаточно обширная функциональная зона для движений.
Во время занятия стандартное оборудование оформляется соответственно теме занятия и имеет иное функциональное назначение: корабль, пещера, мосты, речки, горы, пальмы, пирамиды и т. п.
Слайд 10.
Структура физкультурно-познавательного мероприятия
По структуре данное занятие мало чем отличается от обычного, только практически во все части занятия добавляется познавательный материал (видеоролики, иллюстрации, художественное слово, загадки), так как наряду с задачами физического развития решаются задачи познавательного развития.
Итак,
Подготовительная часть
Сейчас я расскажу, как построила ее на своем занятии.
Важным элементом этой части является целеполагание, которое может быть организовано в самых разных формах.
На моем занятии я использовала такой игровой прием как показ видеоролика. (показ)
Детям была поставлена задача - совершить увлекательное путешествие в глубины моря, познакомиться с морскими обитателями и спасти сокровища затонувшего корабля.
Далее мы выполняли игровые упражнения на фитболе, который был сначала воздушным шаром для полета, а потом превратился в батискаф.
По сценарию занятия мы выполняем погружение и выполняем игровой массаж «Море», давайте выполним его вместе с вами.
(Выполнение игрового массажа вместе со зрителями).
Пир наблюдении за морскими обитателями из окна батискафа, поставила задачу называть их четко и громко, чтобы фон не мешал детям, звук в ролике полностью убрала. Если дети произносят неправильно, я их поправляю. При этом решаются задачи речевого и познавательного развития.
Переходим к основной части.
Основная часть.
Эта часть начинается с ОРУ, которые могут быть выполнены как с предметами, так и без них, обязательно должна прослеживаться связь с тематикой занятия. Комплекс ОРУ можно закончить любой из технологий здоровьесбережения.
Далее переходим к ОВД, сохраняя сюжетную линию занятия.
На моем занятии при выполнении ОВД детям необходимо было надеть снаряжение, выполнить следующие виды движений: ходьба по канату – спускаемся в глубины моря, подлезание – подводная пещера, ходьба змейкой – обходим кораллы, прыжки из обруча в обруч – подводные ямы, лазание по гимнастической стенке – поднимаемся на затонувший корабль.
Следующий этап – подвижная игра, и нам также необходимо «привязать» её к нашей теме. Я взяла за основу игру «Ловишка, бери ленту», правила которой дети знают, и переделала её в игру «Рыбки и акула».
Заключительная часть.
В этой части занятия мы можем использовать релаксационные упражнения, игры малой подвижности, элементы психогимнастики и т.д.
В своем занятии я провела релаксационную познавательную игру «Море волнуется».
А теперь мы должны подвести итог занятия.
Подведение итогов можно организовать в различных формах.
На своем занятии я предложила детям несколько вопросов, с помощью которых дети высказали свои впечатления о занятии, и подключила самооценку детей.
Закончить занятие я решила сюрпризным моментом – морские обитатели дарят детям свои фотографии.
А теперь я хочу, чтобы вы попробовали создать собственную модель физкультурно-познавательного занятия.
Этапы занятия подробнее
Выберем тему «Дикие животные», средний дошкольный возраст.
Для более продуктивной работы делимся на 3 команды.
1 команда выполняет модель вводной части занятия,
2 – основной части, 3 – заключительной части.
Затем представитель от команды озвучивает свою часть занятия.
У нас жесткий регламент – 5 минут.
В это время я постараюсь корректировать работу команд.
Время пошло.
Приглашаю представителей для озвучивания своей модели.
Итак, вы сейчас сами попробовали создать модель физкультурно-познавательного занятия, и у нас это получилось!
Исходя из своего опыта, хочу отметить, что применение физкультурно-познавательных занятий позволяет существенно улучшить показатели физического развития детей. И я думаю, что эта технология применима в любой образовательной области.
Интеграция, осуществляемая в ходе таких занятий, полностью отвечает требованиям ФГОС ДО.
Презентация по материалу мастер-класса
Источник: http://tamaris20072007.ucoz.net/Fizkult-poznav/somova_t-v-14_master-klass.pptx |