Физкультурно-познавательное занятие
«За околицей»
(с использованием русского фольклора, средний дошкольный возраст)
Сомова Тамара Вениаминовна, инструктор по физической культуре МДОАУ
«Детский сад № 14 «Дельфин» комбинированного вида г. Новотроицка Оренбургской области»
Краткая аннотация
Обращение к народному фольклору воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.
Это возможно через приобщение детей к фольклору, так как он отражает жизнь нашего народа, его опыт, мысли, чувства наших предков. Соприкосновение с народным творчеством и традициями духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории, культуре. Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего. Прививать интерес и любовь к русскому народному творчеству, русскому фольклору– одна из задач физического развития дошкольника.
Использование русских народных подвижных игр, считалок, сговорок, жеребьевок, пальчиковых игр и игрового массаж с русским фольклором на физкультурных занятиях и в свободной деятельности способствует решению этой задачи.
Образовательные области: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: двигательная, познавательная, коммуникативная, игровая.
Цель: прививать интерес и любовь к русскому народному творчеству, русскому фольклору (подвижные игры, считалки, сговорки, жеребьевки).
Задачи:
1. а) закреплять умение ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанну, направление и темп;
б) упражнять:
- в сохранении устойчивого равновесия при выполнении упражнений;
- в прыжках на одной ноге на месте и с продвижением вперед,
- в бросании мяча вверх, о землю и ловле его двумя руками, в отбивании мяча о землю;
в) закреплять умение ритмично двигаться под музыку.
2. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, выносливость.
3. Воспитывать справедливость, дружелюбие, организованность.
Предварительная работа:
а) заучивание сговорок, считалок, диалогов из русских народных игр;
б) знакомство с правилами игр, жеребьевками;
в) работа с мячами.
Оборудование:
а) мячи по количеству детей;
б) шапочки для игр: цыплята, наседка, коршун, петух; костюмы 2 матрешек, колокольчик;
в) гимнастическая палка для жеребьевки способом перехвата, палочки или шнуры разной длины для жеребьевки (одна – самая длинная – коршун, другая покороче – наседка, несколько самых коротких – цыплята)
Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии.
Ход занятия
I. Вводная часть
Инструктор:
- Сегодня мы отправляемся на волшебную полянку – поляну русских народных игр. Кто же придумал эти игры? Они созданы народом, так же, как сказки и песни. Русские народные игры дошли до нас из глубокой старины. Собирались мальчишки и девчонки вечерами на деревенской улице или за околицей, без устали бегали, играя в горелки, салочки, лапту. Зимой устраивались катания с гор, игры в снежки, катания на лошадях с песнями.
Особенно любимыми были такие игры, как лапта, горелки, салочки, жмурки, городки, игры с мячом. Итак, отправляемся в путь.
Зашагали наши ножки
Прямо по дорожке.
(Обычная ходьба, ходьба с хлопками впереди и сзади.)
Поскачем по дорожке,
Меняя часто ножки.
(Подскоки простые и с круговыми движениями руками).
А теперь бегом, бегом,
И совсем не устаем.
(Бег с изменением темпа).
Мы все дальше в лес идем
И ничуть не устаем.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
(Ходьба, руки через стороны вверх, затем вниз – восстановление дыхания).
По пригорочку шнурок
Ползет, переливается,
Если сильно разозлишь,
Шипит он и кусается.
Русская народная игра «Змейка»
А на встречу по дорожке
К нам ползут спираль и рожки.
Русская народная игра «Улитка»
II. Основная часть
- Общеразвивающие упражнения
Мы шли, шли, шли,
На лужайку пришли.
На лесной опушке
Ветхая избушка.
Здесь живет старушка.
Как ее зовут?
- Бабушка Маланья.
Русская народная игра «Бабушка Маланья»
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семеро детей, все без бровей.
С такими ушами, с такими глазами,
С такими носами, С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели, целый день сидели,
Друг на друга глядели,
Делали вот так:
Ну-ка, …(имя), выходи.
Что нам делать, покажи!
Стоя в кругу, дети показывают, какие были уши, голова, носы и т.д. у Маланьиных детей. Ребенок, чье имя было названо, выходит в центр круга, показывает упражнения (общеразвивающие).
Примерный комплекс ОРУ
1. «Прогоним комаров»
И. п. – о. с. Хлопки сверху над головой и сзади за спиной.
2. «Дровосеки».
При наклоне на выдохе произносим «у-ух».
3. «Насос».
Наклоны в стороны, на выдохе произносим «с-с-с».
4. «Велосипед».
5. «Качели».
Сгруппироваться (обнять ноги, согнутые в коленях, руками, голову к коленям), раскачиваться, выполняя перекаты на позвоночнике.
6. «Лодочка».
Лёжа на животе, прямые руки вперёд-вверх, прямые ноги приподнять над полом. Раскачиваться на животе.
7. Прыжки, пляски.
2. Основные виды движений
А. Школа мяча
Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам пришли матрёшки.
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
(Заходят две девочки-матрёшки).
1 матрёшка:
- Здравствуйте, ребята! Мы услышали ваши весёлые игры и пляски и решили поиграть вместе с вами.
2 матрёшка:
- А с чем мы больше всего любим играть, вы попробуйте отгадать.
1 матрёшка:
- Его бьют, а он не плачет,
Веселее только скачет.
2 матрёшка:
- А потом несётся вскачь.
Угадайте, это …
Инструктор:
- Милые матрешки! Мы тоже очень любим игры с мячом. Никто не знает, где и когда появится первый мяч.
В России в старину простые люди чаще всего делали мячи из тряпок и тряпками их набивали.
На Севере мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры липы, березы или ивы. Внутри такие мячи были пустые или набивались песком. В некоторых местах мячи делались из овечьей шерсти. Такой мяч был легким и мягким. Резиновым мячом играли только дети из богатых семей.
А сейчас мы поиграем с нашими гостями. Для этого нам нужно разделиться на 2 команды с помощью сговорок.
Примерные сговорки
Кого (что?) выбираешь?
а) ландыш душистый или одуванчик пушистый;
б) из речки ерша или из лесу ежа;
в) хитрую лису или Марью-красу;
г) сахару кусочек или красный платочек;
д) певучую дудку ил дикую утку;
е) красную розу или белую березу;
ж) гороху мешок или масла горшок;
з) колокольчик голубой или желтый зверобой и др.
Каждый игрок берет мяч и занимает место в своей команде. Мы будем выполнять фигуры с мячом. Каждая фигура выполняется только по сигналу. Нужно быть очень ловким и внимательным, потому что тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Выполняем фигуры:
1. «Свечки» - подбросить мяч и поймать.
2. «Поднебески» - мяч бросить вверх, поймать после отскока от земли.
3. «Куем гвозди» - отбивать мяч рукой о землю.
4. «Ладошки» - подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши, поймать.
5. «Коленки» - ударить мяч о землю, хлопнуть по коленям, поймать.
6. «Нитки мотать» - подбросить мяч, быстро сделать движение руками, будто наматываем нитки, и поймать мяч.
В конце игры отмечаем победителей. Количество фигур можно увеличить или уменьшить по своему усмотрению.
Б. Упражнения на равновесие
- Трух-тух, трух-тух-тух,
Ходит по двору петух,
Сам со шпорами, хвост с узорами,
Под окном стоит,
На весь двор кричит.
Кто услышит, тот бежит.
Игра « Петушиный бой». Дети делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3 шагов. Прыгая на одной ноге, стараются толкнуть друг друга плечом. Кто встал на землю 2 ногами, выходит из игры.
Руки можно держать по-разному: на поясе, за спиной, скрестно на груди, держась за колено согнутой ноги (договариваются заранее).
Правила:
1. Играющие должны приближаться одновременно.
2. Руками толкать друг друга нельзя.
В. Игра «Молчанка»
Первенчики, червенчики,
Зазвенели бубенчики,
По свежей росе, по чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок. Молчок!
После слов «Молчок!» делаем вдох, задерживаем дыхание и не дышим. Кто выдыхает, выходит из игры.
- Подвижные игры
а) Игра «Горелки»
Дети идут по кругу со словами:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо: птички летят,
Колокольчики звенят.
После этих слов водящий останавливается между двумя игроками и звенит колокольчиком. Эти игроки бегут по кругу в разные стороны. Кто первым коснется колокольчика, становится водящим. Водящий выбирается считалкой.
б) Игра «Коршун, наседка и цыплята»
В этой игре выбираются коршун и наседка с помощью жребия: палочки по числу играющих: самая длинная – коршун, покороче – наседка, самые короткие – цыплята.
в) Игра «Цапки»
В этой игре водящий выбирается жребием – перехватом: игроки по очереди хватаются за палку (гимнастическую). Кто из игроков перехватит палку последним и накроет ее как крышкой, тот становится ведущим.
Водящий ставит руку ладонью вниз, игроки подставляют свои указательные пальцы к ладони водящего, водящий говорит:
На горе стояли зайцы и кричали: «Прячьте пальцы!». Цап!
Кто не успел убрать пальцы на слово «Цап!», выбывает из игры.
III. Заключительная часть
- Вот и пришла пора прощаться с волшебной полянкой – полянкой русских народных игр. Но мы с вами знаем: как только мы захотим поиграть в русские народные игры, мы тут же окажемся в этом чудесном месте. До встречи, волшебная полянка!
Спокойная ходьба, дети выходят из зала.
|