Физкультурно-познавательное занятие
«Путешествие в морские глубины» (старший дошкольный возраст)
Автор Сомова Тамара Вениаминовна, инструктор по физической культуре МДОАУ
«Детский сад № 14 «Дельфин» комбинированного вида г. Новотроицка Оренбургской области»
Краткая аннотация
Тематическое физкультурно-познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики, игрового массажа и пальчиковой гимнастики, релаксации, игровых подражательных движений. Длительность – 30 минут.
Занятие комплексно решает задачи физического и познавательного развития дошкольников. Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме способствует повышению интереса детей к своему здоровью. Использование ИКТ позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, вызывает у дошкольников живой интерес, способствует активизации двигательной и познавательной деятельности. Данное занятие составлено в соответствии с ФГОС ДО на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Занятие может быть полезно педагогам дошкольных общеобразовательных учреждений всех видов.
Образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: познавательная, двигательная, коммуникативная, игровая.
Цель:
укреплять здоровье детей с помощью оздоровительных технологий, подражательных движений и сюжетных подвижных игр;
формировать устойчивый интерес к познанию животного мира на примере морских обитателей средствами ИКТ.
Задачи:
Физическое развитие:
- учить подниматься и спускаться по наклонной доске на небольшой высоте и переходить с пролета на пролет гимнастической стенки с предметом в руках;
- учить держать равновесие при передвижении по толстому канату боком;
- учить четко и правильно выполнять движения под музыку и в соответствии с образом, формировать выразительность и грациозность движений;
- развивать скоростные и скоростно-силовые качества: силу, быстроту, ловкость, гибкость;
- воспитывать стремление участвовать в играх;
- закреплять умение восстанавливать свой организм с помощью дыхательных упражнений, релаксации, игрового массажа.
Познавательное развитие:
- расширять представление детей о морских обитателях;
- закреплять знания детей о внешнем виде и об образе жизни животных моря;
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать любознательность, доброжелательность, активность;
- воспитывать бережное отношение к животным, желание их оберегать;
- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься. подчиняться правилам игры, закрепить умение быть ответственными, организованными, целеустремленными;
Речевое развитие:
- закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков;
- отрабатывать интонационную выразительность речи;
- активизировать словарь детей: батискаф, аквалангист, названия морских обитателей.
Художественно-эстетическое развитие:
- учить двигаться в соответствии с характером музыки;
- совершенствовать эстетическое восприятие действительности.
Оборудование:
Фитболы по числу детей, 5-6 конусов, канат, тренажер крестообразная труба, кубики по числу детей*2; 5 обручей, ленточки по числу детей, атрибут «акула»,
цветные иллюстрации морских обитателей, презентации о море и морских обитателях; проектор, компьютер, музыкальный центр, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Ведущий: Сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие в
морские глубины. А путешествовать будем на воздушном шаре (фитбол).
Отправляемся в путь (берем фитболы).
№ 1. Музыкальное сопровождение (Волшебники двора – Любить ветер, минус)
Разновидности ходьбы (обычная ходьба; ходьба на носках, мяч над головой; ходьба с высоким подниманием колена, коленом подбиваем мяч; ходьба с сильным сгибанием ног, пяткой бьем по мячу) и бега с фитболом.
№2. Видеоролик (Море и чайка).
Скажем вместе:
Здравствуй, море! Разноцветно-голубое
Волнами шумящее, чайками кричащее,
С небом обнимается, Солнцу улыбается!..
Мы садимся на наши мячи-батискафы и начинаем погружение (игровой массаж). Батискаф - это самоходный подводный аппарат для глубоководных исследований.
№ 3. Музыкальное сопровождение (Relaks-muzyka-i-zvuki-prirody-Oceans-Of-Peace).
Игровой массаж «Ходят волны на просторе»
Ходят волны на просторе, Вы узнали? Это — море.
|
Переплетаем пальцы, соединяя руки. Делаем несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.
|
Начинаем погруженье,
|
округляем руки над головой,
|
Очень плавное движенье
|
медленно опускаем их вниз
|
Много жителей морских,
|
Легкий массаж глазных яблок по кругу двумя указательными пальцами
|
по пути считаем их.
|
Разглаживаем брови
|
Раз – тигровая креветка,
|
показать большие пальцы обеих рук
|
Прячет тело в панцирь крепкий,
|
Разглаживаем лоб от центра к вискам четырьмя сомкнутыми пальцами
|
Два – огромный осьминог,
|
показать большие и указательные пальцы,
нарисовать большой круг перед собой
|
Голова
и восемь ног,
|
Массаж головы
Сцепив большие пальцы в замок, над головой пошевелить оставшимися пальцами, как щупальцами
|
Скат ленивый – это три,
|
показать по три пальца, большой и мизинец зажаты
|
Ската в руки не бери,
|
Массаж ушных раковин
|
А четыре – это кит,
|
показать по четыре пальца, загнув мизинцы
|
Он размером знаменит,
|
Соединив пальцы обеих рук с подогнутыми мизинцами, поднимаем над головой,
|
Ну, а рыбы – это пять –
|
показать по пять пальцев, шевелить ими перед собой
|
Их никак не сосчитать!
|
Поколачивание и поглаживание ног от стоп до бедер
|
Смотрим из окна нашего батискафа на морских обитателей.
№ 3А Видеоролик «Обитатели моря и шум моря»
https://www.youtube.com/watch?v=SaZbPHBX460
Продолжаем наше путешествие.
№ 4. Музыкальное сопровождение (Волшебники двора - Таинственный остров, минус)
II. Основная часть.
- ОРУ. Комплекс упражнений на фитболе
«В морском царстве» (повторить 6-8 раз)
- «Дыхание моря»
Слышите, как море дышит? И оно нас тоже слышит!
И.п. – о.с., ноги шире плеч, мяч внизу в руках.
1- подъем на носках, мяч вверх - вдох;
2- опуститься на всю стопу, мяч вниз - выдох (6-8 раз).
- «Морские водоросли»
Нет красивее чудес! Это настоящий лес!
Только вырос он тайком под водой на дне морском.
И.п. – о.с., ноги шире плеч, мяч вверху в руках.
- – мяч вправо, 2 – мяч влево (раскачивание).
- «Морские волны»
Говорит Волна Волне: Я качаюсь как во сне.
Кажется, до самой тучи я достать могу вполне!
И.п. – о.с., ноги шире плеч, мяч внизу в руках.
1 – мяч вправо, 2 – мяч влево (раскачивание).
- «Шторм»
В море – сильный ураган! Шторм! Почти цунами!
Постарайтесь, капитаны, справиться с волнами!
И.п. – о.с., ноги шире плеч, мяч вверху в руках.
1– мяч вверх полный круг по часовой стрелке,
2– мяч вверх полный круг против часовой стрелки
- «Море успокоилось»
Море дремлет, в море штиль, тишина на сотни миль.
Море ласково и мило, успокоилось, застыло.
И.п. – сидя на мяче, ноги врозь, руки внизу.
Легкие прыжки на мяче, медленные волнообразные движения рук с возвращением в и.п.
- «Морская звезда»
В синем море есть звезда, что не гаснет никогда.
С виду милая такая хищница – звезда морская.
И для неё рачки, креветки – как будто для ребят конфетки!
И.п. – сидя на мяче, ноги врозь, руки внизу.
1 – руки в стороны, ноги резко врозь; 2 – и.п.
- «Медуза»
Краями плавно шевеля, плывет кусочек киселя.
Он раскаленным не бывает, но очень сильно обжигает!
(Автор: Н. Томилина)
И.п. – сидя на мяче, ноги врозь, руки внизу.
1 - медленно прокатиться на мяче спиной, замереть в положении лежа на спине на мяче, руки и ноги врозь. 2 – и.п.
- «Акула затаилась»
Треугольником плавник, океаны бороздит.
Пасть от злости распахнула, очень хищная… (Акула)
И.п. – сед на пятках и на коленях, руки и живот на мяче; лежа в расслабленном состоянии покачиваемся на мяче.
- «Акула охотится за добычей»
И.п. – сед на пятках и на коленях, живот на мяче;
1- прокатиться на мяче вперед на животе до колен, руками идем по полу, говорим «А-а-м»; 2 - и.п.
- Скат
Вот ползет ленивый скат,
Движемся от головы до пят.
И.п. – сед на пятках и на коленях, живот на мяче;
1 – прокатиться на мяче, выпрямляя ноги, вперед до носков ног,
2 – аккуратно спуститься с мяча. Развернуться, повторить в другую сторону.
- «Морской конек»
Есть лошадка, что не пашет, и-го-го она не скажет,
Молча плавает в воде, прячется в морской траве,
То ли рыба, то ль зверек? Кто это? Морской конек
Прыжки на мяче на месте с кружением и с продвижением в произвольном направлении.
Наш морской конек сидит
И во все глаза глядит.
№ 5 Упражнения для глаз, видеоролик «В пучине морской»
https://www.youtube.com/watch?v=ZYStYqrb9oI
Отдыхаем и выполняем упражнения для глаз
Мимо рыбки проплывают,
Взглядом все их провожают.
Вправо – влево, вниз и вверх.
Упражнение для всех.
Упражнения на мяче на расслабление
Спокойно на мяче лежу,
Как чайка, медленно летаю.
Ладонью по волне скольжу:
Вверх — вдох, на выдох — опускаю.
(Упражнение на восстановление дыхания).
Мячи убрали, потянулись, (Убираем мячи).
И друг другу улыбнулись
И теперь все вместе снова
К приключениям готовы!
- Основные виды движений
Мы попадаем на палубу научно-исследовательского судна.
Наша задача: исследование морских глубин.
№ 6. Ролик
Мультфильмы - Ныряй с Олли - Загадка затонувшего корабля,
https://www.youtube.com/watch?v=DA0qFFPXYgM
Фрагмент, нарезка 6.50-7.13
Чтобы продолжать движенье, мы надеваем снаряженье.
Скафандр, шлем, ботинки, ласты, и акваланг не позабудь.
Часы и компас, груз, фонарик, приборы, шланг проверь! - и в путь!
№ 7. Показ видеоролика «Снаряжение аквалангиста»
http://900igr.net/kartinki/predmety/Akvalangist.files/003-Snarjazhenie-akvalangista.html
Надеваем специальное глубоководное снаряжение: костюм аквалангиста. На нашем пути препятствия.
№ 8. (Волшебники двора - Косолапый дождь Instrumental, минус)
Полоса препятствий (2-3 раза):
А) спускаемся в море (проходим боком по канату)
Б) на пути подводная пещера (тренажер труба)
В) обходим змейкой кораллы (оранжевые конусы),
Г) преодолеваем полосу подводных впадин (5 обручей), прыжки из обруча в обруч на двух ногах,
Д) поднимаемся на затонувший корабль (по наклонной доске на гимнастическую стенку, берем кубики – сокровища, предметы с корабля - переход с пролета на пролет, спускаемся боком по наклонной доске, доставляем предметы на палубу корабля).
Исследование морских глубин прошло успешно.
Подвижная игра «Рыбки и акула»
(Вариант игры «Ловишка, бери ленту»)
№ 9. Видеоролик (Подводный мир Шарм эль шейха)
https://www.youtube.com/watch?v=iiy_-nWUHIw
Смотрим на красивых рыбок из ролика и произносим слова:
Удивительная жизнь происходит в море!
Рыбки весело резвятся на морском просторе.
Неожиданно возник треугольником плавник!
Рот зубастый распахнула очень хищная …
Рыбки, рыбки, не зевайте, от акулы уплывайте! Акула!
У всех игроков – «рыбок» ленточки-хвостики, у акулы – на груди атрибут Акула. Водящий-Акула ловит рыбок (забирает у них ленточки). Игроки, у которых забрали ленточки, выбывают из игры.
Игра малой подвижности «Море волнуется»
Дети придумывают морские фигуры из числа тех обитателей моря, с которыми мы повстречались. Стараемся не повторяться.
10. Ролик (Красивая музыка, релакс. Дыхание моря)
https://www.youtube.com/watch?v=RWuuqtmyGCw
Наше путешествие подходит к концу.
Ролик ставим на 3.00 – алые паруса, закат, прощаемся с морем.
Вот и расставание. Море, до свидания!
До свиданья, синее! Не вздыхай, прибой!
Море, очень скоро встретимся с тобой!
Спокойная ходьба из зала.
|